Если коллега — ваш друг: правила субординации

  • Автор:
0 / 5 (0 голосов)

С другом работать здорово. Он поймет и простит ошибку, поддержит и поможет, если что-то не получается. Но что, если друг — наш подчиненный? Возможно ли разделить личные и рабочие отношения?

Человек среди людей 
Карьера и самореализация 

Если коллега — ваш друг: правила субординации
Если коллега — ваш друг: правила субординации
Как общаться с человеком, страдающим деменцией742458Если коллега — ваш друг: правила субординации
Мануальные техники в сексе: тайна для двоих542635Если коллега — ваш друг: правила субординации
Серебряные… разводы: 5 причин, по которым пары разводятся, прожив вместе десятки лет268022

Спорные привилегии 

«Обсуждая вопрос субординации, следует поговорить об адекватном выстраивании границ в отношениях, рабочих или дружеских», — утверждает психолог Марина Бабурина. Дружеские отношения предполагают более близкое общение, обсуждение личных тем и посвящение другого в детали своей жизни.

Опасность в работе с близкими возникает в те моменты, когда мы чувствуем особое отношение: «Я уже не просто коллега, я — друг». По мнению психолога, в этой позиции есть и свои плюсы: «Я знаю человека лучше и могу ощущать себя спокойнее, стабильнее в любой позиции, как начальником, так и подчиненным».

С другой стороны, есть и минусы: «Если я ленив, я буду ждать, что мне простят. Буду надеяться на особое положение, снисхождение, поблажки и уступки».

Чтобы избежать сложных ситуаций, важно сразу обсудить четкие границы между рабочими отношениями и дружбой, объясняет Марина Бабурина. Если вы — начальник, стоит сказать: «Я ценю тебя как друга, но это — работа, и я буду требовать с тебя так же, как и со всех остальных».

Если, наоборот, вы подчиненный, то формулировка может быть такой: «Ты — руководитель, и я готов к требовательности, контролю в вопросах готовности и качественности выполняемой мной задачи».

«Вне зависимости от позиции, будь то «мы коллеги-друзья», «я — начальник» или «друг — мой начальник», необходимо четко оговаривать границы личных отношений и рабочих. Иначе размытые отношения в любом случае повлияют как на дружбу, так и на рабочее пространство», — говорит эксперт.

Дружба крепкая не сломается?  

«Важнее выстраивать даже не границы, а диалог. Процитирую Теодора Рузвельта: «Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»», — отмечает психолог Светлана Бокач. — В моей практике встречалось очень мало людей, которые четко умеют разграничивать рабочие и дружеские отношения или совмещать дружбу с работой. Очень много зависит от личности человека».

Как в целом бизнес может влиять на дружбу? Он либо разрушит ее — не исключено, что и сам бизнес вместе с ней, — либо укрепит. Зависит от того, насколько люди умеют выстраивать конструктивный диалог, слышать друг друга, в корректной форме выражать свои эмоции и чувства, разделять ответственность, принимать особенности друг друга и приходить к компромиссу, объясняет психолог.

Стоит ли смешивать работу и дружбу? По мнению Светланы Бокач, здесь нет единственно верного решения. Каждому, кто сталкивается с этим вопросом, следует выбирать самостоятельно, учитывая особенности — и собственные, и друга.

Если ответ положительный, то надо учесть возможные последствия, выстроить структуру взаимоотношений. И важно это сделать «на берегу», до того, как вам придется — а рано или поздно это произойдет — сложная ситуация. Даже если вам кажется, что вы с другом абсолютно одинаково мыслите.

Конфликтные ситуации 

Как дружба осложняет совместную работу? Например, в конфликтных ситуациях она может помешать корректно отделить эмоции, увидеть перед собой исключительно подчиненного и донести информацию на уровне «руководитель — подчиненный», не примешивая ничего личного в общение с ним. Здесь тоже возможен «переход на личности».

Или же из-за многогранности и сложности отношений начальник не сможет своевременно высказать другу свое недовольство, профессиональную критику, в итоге будут накапливаться обиды. В конце концов, когда все это выйдет наружу, велик риск потерять отношения.

«Также не следует исключать влияние власти на человека, которое может сказаться не самым благоприятным образом на дружеском общении. После работы бывает сложно переключиться с роли начальника на роль друга, как и на работе — с роли друга на роль начальника», — объясняет психолог.

Вы начальник, друг — подчиненный 

«Дружба в такой ситуации может как способствовать укреплению отношений, так и препятствовать, — объясняет Светлана Бокач. — Отношения могут стать более искренними, понимания и поддержки станет больше, а это — мощнейший ресурс.

Но есть и риски: вы можете в какой-то момент, даже не заметив этого, начать выделять своего друга-подчиненного на фоне других сотрудников. Это вызовет недовольство со стороны остальных подчиненных. Или вы начнете злоупотреблять дружбой и нагружать друга сверхзадачами. Безусловно, он может отказаться и даже должен это сделать. Но тогда, вероятно, вы обидитесь на него — ведь он, ваш друг, не пошел навстречу».

Справедливо это и в обратную сторону: когда друг начнет использовать близкие отношения с начальником в свою пользу. Это повлечет за собой нарушение субординации во всем коллективе, если друг — не единственный подчиненный, и спровоцирует конфликты с возможным «переходом на личности», утверждает психолог.

Если вы на равных позициях 

Если вы и ваш друг — коллеги, то нельзя исключать соперничества между вами. Или если вы — начальник, то ваш друг может мечтать занять ваше место.

В любом случае, прежде чем начинать работать вместе, нужно взвесить все за и против и оценить, насколько вы оба способны договариваться, принимать критику и отвечать за свои рабочие обязанности, не полагаясь на особые отношения.

Об экспертах

Если коллега — ваш друг: правила субординации

Светлана Бокач — психолог семейных отношений на Zigmund.Online.

Если коллега — ваш друг: правила субординации

Марина Бабурина — психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт на Zigmund.Online.

Поделитесь с нами своим мнением

Источник: psychologies.ru

15 + 19 =